Учетная политика банка на операции с ценными бумагами

uchetnaya-politika-banka-na-operatsii-s-tsennyimi-bumagami

Учетная политика банка на операции с ценными бумагами

На основании международных и национальных стандартов бухгалтерского учета и нормативно-правовых актов ЦБ банки разрабатывают собственную учетную политику – документ, в котором описывается совокупность конкретизированных принципов, методов и процедур, используемых для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности. Отдельный раздел учетной политики должен описывать порядок учета ценных бумаг: виды портфелей, которые формирует банк; критерии отнесения ценных бумаг к тому или иному портфеля; правила перевода ценных бумаг к другому портфеля; формирования и использования резервов; порядок учета и отражения в финансовой отчетности доходов и расходов.

Учетная политика определяет основные принципы и подходы к учету, поэтому она должна быть в определенной степени лаконичным. В то же время, Положением об организации операционной деятельности предусмотрено, что внедрение банковских продуктов осуществляется с обязательным разработкой соответствующих процедур по типовым операциям путем подробного описания порядка их осуществления (заключение договора, регистрация, сверка, учет и контроль). Эти процедуры разрабатываются с целью обеспечения согласованности, четкости и однозначности в действиях персонала при оказании банковских услуг, оптимизации затрат времени на предоставление услуг и обеспечения качественного обслуживания клиентов, повышения эффективности внутреннего контроля, обеспечение своевременного выявления и надлежащего контроля за всеми рисками, возникающими в процессе предоставление услуг, полного и своевременного бухгалтерского учета операций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Реорганизация банков в условиях кризиса

Чтобы избежать перегруженности учетной политики избыточным количеством информации, подробную методику учета по каждой операции рекомендуется описывать в отдельных внутрибанковских нормативных документах – технологических картах.

Нами предлагается типовая структура технологической карты, включающей: общие положения, нормативно-правовое обеспечение, бухгалтерские счета, первичные документы и учетные регистры, порядок осуществления и учета операций, виды контроля, средства минимизации рисков.

Стандарт технологической карты должен содержать следующую информацию:

– Общие положения (определение операции и основные термины, которые необходимы для понимания операции);

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Оценка эффективности управления финансовую устойчивость банка

– Нормативно-правовое обеспечение (законы и подзаконные акты, нормативно-правовые акты ЦБ, внутрибанковские нормативные документы, регламентирующие осуществление операции);

– Подразделения, задействованные в процессе выполнения операции;

– Счета, которые используются для учета операции;

– Перечень первичных документов и учетных регистров;

– Порядок осуществления операции (действия персонала, а также последовательное перемещение документов по подразделениях банка, их оформление, проверка и обработка с начала выполнения всех операций до их завершения, правила учета и типовые проводки)

– Внутри банковский контроль;

– Определение и процедуры контроля рисков;

– Отчетность по операции.

Общий характер описания учетных процедур в инструктивных материалах и особенности учетной политики конкретного банка обусловливают потребность в разработке внутрибанковских нормативных документов по бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами с целью повышения управляемости банком, стандартизации банковских продуктов и уменьшение вероятности ошибок в работе персонала.

Похожее ...

Добавить комментарий