Учетная политика банка на операции с ценными бумагами

Учетная политика банка на операции с ценными бумагами

Учетная политика банка на операции с ценными бумагами

На основании международных и национальных стандартов бухгалтерского учета и нормативно-правовых актов ЦБ банки разрабатывают собственную учетную политику – документ, в котором описывается совокупность конкретизированных принципов, методов и процедур, используемых для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности.

Отдельный раздел учетной политики должен описывать порядок учета ценных бумаг:

– виды портфелей, которые формирует банк;
– критерии отнесения ценных бумаг к тому или иному портфеля;
– правила перевода ценных бумаг к другому портфеля;
– формирования и использования резервов;
– порядок учета и отражения в финансовой отчетности доходов и расходов.

Учетная политика определяет основные принципы и подходы к учету, поэтому она должна быть в определенной степени лаконичным. В то же время, Положением об организации операционной деятельности предусмотрено, что внедрение банковских продуктов осуществляется с обязательным разработкой соответствующих процедур по типовым операциям путем подробного описания порядка их осуществления (заключение договора, регистрация, сверка, учет и контроль). Эти процедуры разрабатываются с целью обеспечения согласованности, четкости и однозначности в действиях персонала при оказании банковских услуг, оптимизации затрат времени на предоставление услуг и обеспечения качественного обслуживания клиентов, повышения эффективности внутреннего контроля, обеспечение своевременного выявления и надлежащего контроля за всеми рисками, возникающими в процессе предоставление услуг, полного и своевременного бухгалтерского учета операций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Обеспечение процесса реализации финансового планирования в банке

Чтобы избежать перегруженности учетной политики избыточным количеством информации, подробную методику учета по каждой операции рекомендуется описывать в отдельных внутрибанковских нормативных документах – технологических картах.

Нами предлагается типовая структура технологической карты, включающей:

– общие положения,
– нормативно-правовое обеспечение,
– бухгалтерские счета,
– первичные документы и учетные регистры,
– порядок осуществления и учета операций,
– виды контроля,
– средства минимизации рисков.

Стандарт технологической карты должен содержать следующую информацию:

– Общие положения (определение операции и основные термины, которые необходимы для понимания операции);

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Моделирование принятия решений банковского кредитования малого бизнеса

– Нормативно-правовое обеспечение (законы и подзаконные акты, нормативно-правовые акты ЦБ, внутрибанковские нормативные документы, регламентирующие осуществление операции);

– Подразделения, задействованные в процессе выполнения операции;

– Счета, которые используются для учета операции;

– Перечень первичных документов и учетных регистров;

– Порядок осуществления операции (действия персонала, а также последовательное перемещение документов по подразделениях банка, их оформление, проверка и обработка с начала выполнения всех операций до их завершения, правила учета и типовые проводки)

– Внутри банковский контроль;

– Определение и процедуры контроля рисков;

– Отчетность по операции.

Общий характер описания учетных процедур в инструктивных материалах и особенности учетной политики конкретного банка обусловливают потребность в разработке внутрибанковских нормативных документов по бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами с целью повышения управляемости банком, стандартизации банковских продуктов и уменьшение вероятности ошибок в работе персонала.

Похожее ...

Добавить комментарий