Реформирование системы бухгалтерского учета на основе принципов международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это в целом разрешает создать адекватную информационную систему в банках, обеспечивает потребности внешних и внутренних пользователей.
Вместе с тем применение принципа “преимущества экономического содержания над юридической формой операции” предполагает дальнейшее совершенствование структуры учетной информации.
Один из базовых принципов формирования информации – принцип даты операции – который предусматривает осуществление учетных процедур от даты заключения документа. Из которого вытекают права или обязательства на проведение операции независимо от движения средств по последней, позволяет в построение информационной модели заложить такие стандартные даты – заключение соглашения, фактического предоставления кредита, признание доходов, признание кредитного риска, погашение задолженности по кредиту и доходами, признание просроченной задолженности, погашение просроченной задолженности, окончательного списания задолженности по кредиту и доходами с баланса банка и закрытия внебалансовых счетов.
Объекты внебалансового учета в банке
На дату заключения кредитного соглашения объектами внебалансового учета являются:
– заключены договоры по предоставлению кредита и обеспечения, составляющие юридическую основу деятельности, будет проводиться;
– при наличии временного разрыва между датой кредитного договора и его исполнением – обязательства по кредитованию, предоставленные контрагентам (банкам и клиентам), которые являются частью финансовых обязательств банка и влияют на объем принятого банком кредитного риска и соответственно сформированного резерва под кредитные риски .
Заключены договоры по предоставлению кредита является частью статистической отчетности о количестве договоров и счетов, которые находятся на обслуживании в банке. Планом счетов бухгалтерского учета банков с этой целью используются счета внебалансовых активов и обязательств, которые дифференцированы по типу контрагента – “банк”, “клиент”.
Такой подход к моделированию информационного сопровождения позволит осуществлять глубокий анализ кредитного портфеля банка и повысить обоснованность управления его качеством.