Жизненный цикл антикризисного управления
Фундаментальное понятие «жизненный цикл» присутствует во всех аспектах стратегического управления и является ключевым с точки зрения эффективного антикризисного управления. Задачи и процессы подготовки и принятия управленческих решений, методики и инструментальные средства, используемые, определяются текущей стадией жизненного цикла социально-экономической системы.
По продолжительности циклов в социально-экономических системах выделяют:
1) кризиса малых циклов – периодичностью 2-4 года, вызванные процессами, происходящими в сфере денежных отношений;
2) кризиса средних циклов – связанные с цикличностью производства, обмена, распределения и потребления, обновлением основных средств производства;
3) кризиса больших циклов – периодичностью 40-60 лет, обусловленные изменениями поколений технологий, научно-технических направлений преобладающих технологических укладов;
4) кризиса возрастных циклов – периодичностью 100-350 лет, отражают возрастные тенденции, характеризующиеся изменениями стадий развития производительных сил, экономических отношений;
5) кризиса цивилизационных циклов, которые характеризуют смену эпох (цивилизационные кризисы).
Кризисы могут развиваться в различных секторах социально-экономической системы одновременно. В этом случае они образуют отрицательный синергетический эффект.
Взаимосвязь циклов и кризисов разной продолжительности и природы происхождения предполагает субординацию экономических и социальных циклов, определения их прямой и обратной зависимости.
Базовыми циклическими линиями взаимозависимости экономических и социальных циклов являются:
1) взаимозависимость цикличности параметров производства ВВП на душу населения (основной показатель экономической динамики) и цикличности динамики реальных доходов населения;
2) цикличность технологических новшеств и их влияние на общую динамику занятости;
3) структурная перестройка в ходе экономического цикла экономики, выделение ее ведущих отраслей и соответствующее переформирования профессиональной структуры рабочей силы, определение ведущих профессий, перестройка образовательных учреждений;
4) влияние экономического цикла на формирование социально ценностных мотиваций, определяющих соотношение потребления и сбережений, структуру непосредственно потребления материальных и духовных благ и др.
Кризис как экономическая категория рассматривается обычно как сложный заостренный состояние, резкий перелом или упадок. Однако, кризис – явление системное и не может приносить системе только отрицательный разрушительное воздействие.
При умелом управления кризисный период можно рассматривать как переломный момент на пути к дальнейшему успешному развитию и расцвету. Это становится возможным при условии своевременного реагирования на ранние проявления кризиса с учетом стадии жизненного цикла социально-экономической системы и фазы развития кризиса.
На каждом этапе жизненного цикла возникают так называемые «кризисные точки», которые при ошибках и просчетах системы менеджмента, могут стать причиной кризиса.
Специфика каждой стадии жизненного цикла системы требует сосредоточения внимания на характерных для нее «кризисных точках» и применение на этой основе новых подходов к управлению деятельностью. Четкое определение фазы развития системы дает массу полезной информации с точки зрения обеспечения ее стабильной и эффективной деятельности.
Правильное определение стадии жизненного цикла может предоставить информацию о его типичные риски и методы борьбы с ними. Установление причин кризиса с учетом фазы развития системы позволяет выбрать наиболее целесообразные меры реагирования на нее, а значит, не только преодолеть сложный период, не потеряв свой потенциал, но и использовать это время для внедрения позитивных изменений, внедрения инноваций, расширения производства, укрепления рыночных позиций и т.д.
Стадии кризиса должны рассматриваться в контексте стадий антикризисного управления.
Основными стадиями антикризисного управления являются:
1) предкризисное планирования (в рамках которого менеджеры планируют ответ на потенциальные кризисные явления)
2) собственно кризис (менеджмент «дает отпор» кризисным явлениям с целью снижения их воздействия);
3) посткризисный период или выздоровления (менеджеры оценивают ущерб