Одной из основных проблем функционирования банковской системы является повышение ее эффективности, которая определяется уровнем реализации присущих ей экономических функций и достижением определенных обществом целей. Банковская система, являясь неотъемлемой составляющей национальной экономики, должна не просто обеспечивать ее нормальное функционируют, а создавать условия для роста, структурной оптимизации и научно-технического развития. Эта роль заключается в поддержании макроэкономической и финансовой стабильности, формировании инвестиционных ресурсов, содействии производственной деятельности субъектов хозяйствования. Впрочем, для реализации данного круга задач банковская система сама должна постоянно совершенствоваться, что происходит прежде всего в процессе осуществления коммерческими банками инновационной деятельности.
Зарубежные ученые, понимая под банковскими инновациями преимущественно новые финансовые инструменты и финансовые технологии
Они достаточно подробно проанализировали их влияние на повышение эффективности функционирования финансовых рынков с точки зрения уменьшения затрат финансового посредничества, совершенствования портфельного управления, возможностей оценки и передачи рисков, увеличение кредитного потенциала банков и тому подобное. Одновременно отмечался и противоречивое влияние инноваций на финансовую стабильность, негативным последствием которого, в конце концов, стал мировой финансовый кризис. Именно поэтому считаем, что действительно влиять на повышение эффективности банковской системы может только и инновационная активность банковских учреждений, связанной с развитием их отношений с реальным сектором экономики, а также с совершенствованием собственной институциональной способности выполнять свойственные им функции.
Инновационная деятельность является проявлением растущей респонсивности банковских институтов, которую можно считать предпосылкой их эффективной деятельности. Термин “респонсивнисть” (от англ. Response – ответ, реакция) используется пока в основном в социологии и политологии. Однако в последнее время он активно проникает в экономическую науку. Респонсивнисть означает организованную способность определенной системы. В нашем случае – коммерческого банка, воспринимать воздействия и отзываться на них оптимальным образом. Это повышает ее интегрированность во внешнюю среду и совершенствует связи с ним. Респонсивнисть предусматривает ускоренную реакцию банковского учреждения на изменения потребностей и предпочтений потребителей, ситуацию на финансовых рынках, оперативность в идентификации возможностей и рисков.
Можно отметить три параметра респонсивности банка:
- способность к систематизации информации, поступающей к накоплению и поиску знаний, сведений и опыта;
- способность планировать и формировать ответные согласно полученной информации и потребностями системы как целостности;
- способность к эластичности, то есть умение адаптироваться, находить баланс между требованиями клиентов и потребностями собственного стабильного развития.
Итак, объективно необходим переход от продуктоориентированной к клиентоориентированной модели банка становится возможным именно на основе роста его респонсивности и инновационности.
В посткризисный период залогом эффективного функционирования банковской системы считается восстановление взаимного доверия банков и их клиентов. Без которой невозможны классические банковские отношения, основанные на передаче другим средств для использования на достаточно длительный период времени. Этому будут способствовать инновационные механизмы осуществления сбережений и кредитования, оценки кредитоспособности заемщиков и управления рисками. А также предложение услуг, которые будут действительно необходимы клиентам для облегчения управления их финансами.