Одним из средств обеспечения финансовой безопасности совершенный механизм правового регулирования отношений в сфере банковской деятельности. Этот вопрос приобретает особую актуальность в условиях совершения субъектами финансового права большого количества правонарушений.
Анализ банковского законодательства показал наличие значительного количества норм, требующих совершенствования, или же отсутствие как отдельных из них, так и нормативно-правовых актов в целом
В частности, давно назрела необходимость для уменьшения правонарушений в сфере наличных расчетов принять закон “О национальной валюты”. В котором разработать систему эффективных мер по усилению платежной дисциплины всех субъектов таких расчетов и предусмотреть ответственность в этой сфере. Несовершенными считаем и нормы о применении административных штрафов в случае нарушения банковского законодательства и предлагаем пересмотреть основания их применения штрафов и размеры.
Существуют проблемы и по применению уголовной ответственности за преступления в сфере денежного обращения и расчетов, посягающие на установленный законом порядок функционирования банковской системы в целом и денежной системы в частности и наносят ущерб финансовым интересам государства, общества, личности. Речь идет о применении поддельных документов и средств доступа к банковским счетам. Нарушение порядка использования и обращения таких средств. Легализации «отмывания» средств и иного имущества, приобретенных преступным путем. Так, наиболее распространенные схемы “отмывания” средств связанные с рынком ценных бумаг, операциями с банковскими металлами.
Одним из факторов, который способствует этому, по нашему мнению, есть пробелы и коллизии законодательства
В частности неоднозначную трактовку таких понятий, как “средства, полученные от преступной деятельности”, “средства, полученные от противоправной деятельности”, “грязные” деньги “, ” преступные капиталы “. По нашему мнению, поскольку сущностью легализации (отмывание) денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем, является введение криминальных доходов в легальный оборот с целью сокрытия их незаконного происхождения, то такие действия являются преступными. Итак, следует вести о средствах, полученных от преступной деятельности.
Совершенствуя механизм уголовной ответственности в рассматриваемой сфере, предлагаем за совершение преступлений, предусмотренных статьями уголовного кодекса. А также применять конфискацию любого имущества и определить механизм их передачи (распределения) признать уголовными преступлениями бездействие финансовых учреждений как субъектов первичного финансового мониторинга и разбиение суммы финансовой операции с целью уклонения от отчетности перед уполномоченными органами. Принять закон о банковской тайне и предусмотреть привлечение к ответственности руководителя, служащих и любых других лиц финансовых учреждений. Если они умышленно разглашают сведения о финансовых операциях.
Отдельным видам правонарушений являются те, которые совершаются с использованием фиктивных платежных инструментов. А потому предлагаем разработать закон о пластиковых картах. В законодательстве об электронных платежах предусмотреть ответственность за уничтожение, изменение или сокрытие информации и за компьютерное мошенничество.
Для защиты и стабильности банковской системы также следует урегулировать вопрос о механизме возврата средств вкладчикам и ввести систему их обязательного страхования.
Итак, одним из путей обеспечения финансовой безопасности является совершенствование банковского законодательства вообще и ответственности в случае его нарушения частности.