Совершенствование профессиональной подготовки отечественных специалистов требует тщательного изучения зарубежного опыта и внедрение прогрессивных идей в отечественный образовательное пространство. В данной статье считаем целесообразным обратить внимание на некоторые важные подходы, технологии, методы подготовки будущих менеджеров в разных вузах США.
Характеризуя особенности подготовки специалистов экономики и управления в вузах США, ученые обращают внимание на сочетание четырех подходов: педагогического, содержательного, методического, дефиницийного.
Педагогический подход заключается в обязательной непосредственном участии студентов в самом процессе преподавания, так называемом активном обучении, не только разрушает барьер между преподавателем и студентами, но и способствует и побуждает студентов к формированию своего собственного отношения к проблеме, рассматриваемой с использованием приобретенных ранее знаний.
Сущностью содержательного аспекта преподавания экономики является использование таких моделей, которые не только воспроизводят исключительно экономические аспекты современной жизни, но и изображают их связь с политическими и социальными событиями, является неотъемлемой частью проблемы. Это дает возможность подготовить студентов к комплексному изучению важной экономической проблемы.
Методический подход, используемый американскими педагогами, заключается в сочетании ознакомление студентов с реалиями экономического мира и обучение их методам анализа и интерпретации экономических явлений. В рамках этого подхода отмечается также целесообразность сочетания преподавания экономики с освещением социальных, политических и культурных факторов, благодаря чему расширяются кругозор студентов, их политико-социальная компетентность.
Дефиниционный подход преподавания экономики
Дефиниционный подход преподавания экономики связан прежде всего с определением (дефиницией) собственно экономики. Если по классическому определению экономика – это наука о распределении ограниченных ресурсов в соответствии с неограниченных потребностей, то в современной американской высшей школе экономика определяется как наука о взаимодействии людей для обеспечения себя и общества товарами и услугами. Такой подход дает возможность рассмотреть экономические механизмы со стороны социального аспекта жизни.
Следует отметить, что организация и методы обучения управленческого персонала давно стали предметом американского экспорта в другие страны. Учитывая это интересным и поучительным является анализ организации и подходов к подготовке управленческих кадров в некоторых вузах.
Например, в Школе бизнеса Гарвардского университета (Гарвардской школе бизнеса) нет вступительных экзаменов, но проводятся предварительные собеседования, которые длятся 3-4 часа. Во время них выясняют уровень образования кандидата, его интеллектуальные способности, общее развитие и тому подобное.
После собеседования абитуриенты проходят испытания в одном из бюро психологических тестов. При школе функционирует целый ряд отдельных курсов (одно-, двухнедельных и более длительных). Выпускники школы имеют возможность принимать непосредственное активное участие в формировании собственной идеальной модели менеджера, в которой компенсируются отсутствуют, на их взгляд, знания и умения в смежных областях знаний.
Контингент лиц, обучающихся, состоит преимущественно из людей с 15-20-летним стажем практической работы. Школа стремится максимально приблизить процесс обучения к реальной деловой практики. В основе обучения будущего руководителя лежит метод ситуаций, который заключается в направлении для решения типовых практических проблем.
По мнению американских ученых не существует какого-то одного лучшего методики или технологии обучения.
Обобщение опыта обучения менеджмента и маркетинга
Обобщение опыта обучения менеджмента и маркетинга в ведущих школах бизнеса США позволяет выделить следующие альтернативные подходы:
а) метод «case study», или кейс-метод (анализа конкретных ситуаций) Гарвардской школы бизнеса;
б) метод исследований Чикагской школы бизнеса;
в) обучение с помощью практикующих менеджеров в университете штата Оклахома;
г) калифорнийский подход к обучению.
Другие учебные заведения или отдают предпочтение одному из предложенных методов, или же комбинируют указанные подходы в разном соотношении для разных дисциплин и программ.
Есть основания считать, что наиболее популярным в педагогической деятельности американских преподавателей является кейс-метод. Он был основан в Гарвардской школе бизнеса ее первым деканом доктором М. Т. Коуплендом еще в 1921 г.., Хотя активно он начал использоваться в послевоенный период.
Этот метод позволяет через коллективную творческую дискуссию на примере конкретной абсолютно правдивой ситуации, содержащей оригинальный практический опыт, выработать у слушателей вполне конкретные практические навыки.
Среди преимуществ кейс-метода выделяют следующие:
– близость к жизни в бизнесе;
– двухэтапное обсуждения (микрогруппа и программа в целом);
– сотрудничество слушателей и формирование навыков работы в группе;
– сотрудничество слушателей с преподавателями;
– возможность проверить предложения реальной практикой;
– разнообразие подходов;
– высокая мотивация обучения;
– формирование навыков принятия решений.
Как отмечают исследователи, в важнейших преимуществ этого метода обучения относятся демократизм и умение задавать прямые вопросы.
Метод исследований Чикагской школы бизнеса
Метод исследований Чикагской школы бизнеса, также апробированный временем, основывается на самостоятельных исследованиях слушателями, публикаций и деятельности корпораций по определенным вопросам, следующем обсуждении полученных выводов и результатов, внесении предложений по принятию соответствующих решений в компаниях.
Слушателям предоставляется право самостоятельно выбирать не только тему исследования, но и научного руководителя, план освоения дисциплин в пределах установленной логики обучения. Выполнив ряд исследований литературы и деятельности корпораций по различным дисциплинам, слушатели приобретают навыки не только консалтинговой деятельности, но и умение сотрудничать с различными работниками компаний.
Подход Оклахомского университета заключается в привлечении к преподаванию не отдельных тем, а целых курсов менеджеров-практиков, имеющих определенный талант к педагогической работе и опыт преподавательской деятельности.
Появление и распространение этого метода объясняются дефицитом преподавателей, способных преподавать дисциплины с учетом современных тенденций развития бизнеса.
Интеграция теории и практики здесь осуществляется путем активного и продуманного совмещения преподавательской работы на основе привлечения представителей управленческого персонала ведущих компаний, которые закончили, как правило, ведущие школы бизнеса США и имеют степень магистра деловой администрации.
Калифорнийский подход к обучению менеджмента и маркетинга основывается преимущественно на подготовке специалистов в учебных центрах внутри компаний с ориентацией прежде всего на их собственный опыт.
Механизм осуществления индивидуального обучения будущих бизнесменов и менеджеров
Следует отметить, что американские психологи и педагоги выработали четкий механизм осуществления индивидуального обучения будущих бизнесменов и менеджеров.
Его особенности заключаются в:
1) отсутствии жестких сроков времени, выделенных на изучение курса, позволяет студенту продвигаться в штудировании учебного материала со скоростью, соответствующей его способностям;
2) строгой требованию полного усвоения материала, при которой переход к новым темам возможен только после усвоения предыдущих;
3) составлении программы обучения самим студентом с помощью компьютера и под методическим руководством преподавателя;
4) использовании лекций только как формы направления в обучении (а не в качестве основного источника информации);
5) необходимости самостоятельного обучения, критического мышления при усвоении материала, творческого подхода к учебному процессу;
6) повышенной роли письменных работ;
7) использовании специального персонала методистов-консультантов (инспекторов) для многократной проверки знаний, немедленного подведения итогов работы студента, коррекции направления самостоятельного учебного процесса, руководства и надзора за процессом получения знаний.
Система индивидуального обучения будущих бизнесменов и менеджеров
Система индивидуального обучения прививает навыки самостоятельной работы, «учит студентов учиться», позволяет использовать старшекурсников в качестве консультантов (инспекторов) для помощи младшим в самостоятельном обучении.
Положительные черты и преимущества системы индивидуального обучения подробно осветил ученый А. Романовский. Первая и, возможно, самое главное преимущество заключается в том, что такая система снимает проблему стрессовых ситуаций, которые возникают у студентов во время их обучения.
Проблема стрессов очень важно для высшей школы: их испытывают почти все студенты, и вызвано это в основном сжатыми сроками, отведенными на усвоение материала, сдачи зачетов и экзаменов. Студенты испытывают стрессов независимо от уровня предварительной подготовки, способностей, семейных условий, состояния здоровья и тому подобное.
Чаще всего они возникают вследствие психологических перегрузок, вызванных необходимостью усваивать большие объемы нового фактического материала, самостоятельно планировать свое время и финансовые ресурсы, эффективно их использовать, своевременно составлять зачеты и экзамены. Вторым преимуществом является право студента всегда получить консультацию и индивидуальную помощь.
Третьей – его право сдавать зачет или экзамен по изучаемому, только тогда, когда студент его усвоит и будет готов к сдаче зачета или экзамена. Такая система признана в США «бесстрессовая», она уменьшает отсев студентов и не калечит их судеб.
Лекции в американском университете
В контексте подготовки управленческих кадров заслуживает внимания также и традиционный для нас метод лекции. Лекции читаются для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов, однако эта форма значительно отличается от лекции в нашем понимании. Студенты не конспектируют монолог преподавателя – конспекты им раздаются.
Лекция в американском университете ведется в сочетании с методом сократовской беседы. Профессор просто стоит перед аудиторией и традиционно ведет разговор со студентами. Этот метод используется в большинстве бизнес-школ, в том числе в Карнеги Мелон GSIA и Йельского школе менеджмента.
Сторонники этого метода заявляют, что существуют очень ограниченные возможности для студентов получить теоретические и концептуальные знания и объяснения непосредственно в деловом секторе.
Чтение лекции является апробированным и эффективным средством передачи информации, особенно когда в наличии есть много или, наоборот, немного напечатанного доступного учебно-методического обеспечения. Это также очень эффективное орудие передачи и формирования положительного интереса к излагаемого.
Таким образом, можно констатировать, что многообразие подходов, технологий, методов обеспечивают надлежащий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов менеджмента в высшей школе США.