Введение системы внутреннего контроля в банках

Введение системы внутреннего контроля в банках

Введение системы внутреннего контроля в банках

Банковская деятельность связана с высоким риском, одним из компонентов которого является разногласия между законодательными и нормативными актами и внутренними положениями и процедурами банка. Устранение противоречий и неточностей, контроль за соблюдением нормативных документов регламентирует комплаенс-аудит.

Наблюдательный совет, правление и соответствующие подразделения банка являются главными органами, которые отвечают и обеспечивают надлежащее соблюдение банком законодательства и внутренних процедур (система “комплаенс”).

Комплаенс – проверка соответствия деятельности банка законодательству, нормативно-правовой базе ЦБ, внутренним нормативным документам

Подразделение банка комплаенс является органом оперативного контроля председателя правления банка, подчиняется председателю правления банка и отчитывается перед ним. В то же время обязанности по соблюдению законодательства, правил и стандартов необязательно должны выполняться комплаенс-отделом или службой комплаенс. Эти обязанности могут выполнять работники различных подразделений.

Если ответственность распределена между несколькими подразделениями. Каждое подразделение должно четко понимать, какие именно функции возложены на него. Между председателем правления и каждым подразделением банка должны быть налажены связи. Достаточные для эффективного функционирования системы комплаенс.

Комплаенс построено на трех основных принципах:

  • законность (соответствие юридическим нормам, регулирующим бизнес организации);
  • соответствие (соответствие профессиональным и этическим стандартам)
  • безопасность (соответствие лучшей практике процессов и процедур банка).

Если в банке создается обособленное подразделение, то его организационно-функциональную структуру предлагаем формировать так.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Банковский маркетинг как инструмент конкурентных преимуществ

В составе подразделения целесообразно иметь службу финансовой безопасности и службу комплаенс, которые действуют на основании положений, утверждаемых руководителем подразделения, и выполняют следующие функции:

  • определяют подробные внутренние мероприятия и процедуры, необходимые для исполнения законов нормативно-правовых документов регулирующих органов, внутренних документов и правил и принципов поведения сотрудников банка;
  • консультируют по запросам сотрудников банка о соответствии отдельной операции или ее части требованиям действующего законодательства, нормам и внутренним стандартам;
  • проводят работу с линейными менеджерами по комплаенс- рисков (составление карты рисков, помощь линейным менеджерам (консультирование, совет, ответ на вопрос, объяснения, в случае необходимости, проблемных вопросов комплаенс и др.) До и после внедрения процедуры)
  • подготовка сборника соответствующих правил и инструкций совместно с юридическим департаментом и департаментом экономической безопасности и распространение этой информации сотрудникам, ответственным за тренинги, в том числе по вопросам комплаенс;

  • осуществляют контроль за выполнением функций сотрудниками банка в соответствии с действующим законодательством по финансовому мониторингу, процедур идентификации клиентов;
  • принимает решение о целесообразности осуществления “рисковых операций”;
  • организуют работу по оказанию ответов на запросы клиентов, контрагентов и государственных учреждений по операциям банка или действий отдельных сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей по вопросам, связанным с комплаенс;
  • получают и анализируют информацию о выявленных нарушениях по комплаенс;
  • участвуют в разработке для руководства банка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе отдельных сотрудников и подразделений банка, предоставлении рекомендаций по оптимизации работы указанных подразделений по вопросам, связанным с комплаенс;
  • проводят тренинги, семинары для работников банка;
  • отчитываются о состоянии комплаенс-контроля на заседаниях комитета комплаенс, а именно:

а) о выявленных случаях нарушений сотрудниками банка законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов банка, регулирующих деятельность на финансовых рынках;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Активизация инвестиционной деятельности банков в условиях экономического кризиса

б) о принятых руководством подразделений банка проверяемых меры по устранению выявленных нарушений;

  • ежемесячно отчитываются председателю правления о состоянии финансового мониторинга.

Независимо от того, как организована работа подразделения комплаенс в банке, она должна быть независимой, достаточно обеспеченным, ее обязанности должны быть четко определены.

Итак, для того, чтобы быть уверенным, что банк работает надежно и устойчиво, руководство банков совместно со специалистами по аудиту должны обеспечить внедрение системы комплаенс. Которая демонстрировала, в какой мере выполнения сотрудниками своих обязанностей соответствует политике и процедурам банка. А также несколько их деятельность соответствует действующему законодательству.

Похожее ...

Добавить комментарий