Последние годы характеризуются усилением внимания к проблеме устойчивого развития банковской системы в условиях глобализационных процессов. Сегодня анализ эффективности деятельности отечественного банковского сектора ограничивается набором финансовых и экономических показателей. Однако не принимается во внимание тот факт, что банки создаются для удовлетворения финансовых потребностей граждан, является прежде всего членами общества. В то же время наблюдается рост недоверия к банковскому бизнесу, социальной напряженности, экологических проблем в государстве.
Бурное развитие банковской системы, рост пользователей банковских услуг, указывает на то, что банковский сектор как никто другой стоит рядом каждой отдельной личности и может как успешно использоваться для реализации социальных целей государства, так и препятствовать этому. Это становится особенно актуально, поскольку банки осуществляют социально ответственную деятельность и влияют на общество не только с экономической, но и социальной точки зрения.
Первоначально были отмечены для банков возможностью увеличивать свою доходность и наращивать объемы финансовых показателей, пользуясь высокой инфляцией и низкой конкуренцией на рынках депозитных и кредитных ресурсов. Сегодня на банковском рынке сложилась принципиально иная ситуация.
Жесткая конкуренция как на уровне столицы, так и регионов стала причиной постепенного снижения процентных ставок по кредитным и депозитным операциям, усиление борьбы за клиентов
Поскольку стоимость финансовых услуг в банковских учреждениях колеблется незначительно, а времени и возможностей изучать процентные предложения банков большинство людей не имеет, приоритетным для клиента становится фактор доверия к банку, его положительный имидж и репутация, прозрачность и честность сотрудничества, неравнодушие к социальной жизни общества. В результате особое значение приобретают банковские нематериальные активы, среди которых одним из самых значительных является комплексная продуманная политика социальной ответственности.
Существует распространенное мнение, что социальная ответственность – это спонсорство и благотворительность. На самом деле это понятие гораздо шире и сложнее, характеризует все действия компании и определяет, как она ведет дела, строит отношения с партнерами и инвестирует средства. Единого определения СОБ в мировой и отечественной научной литературе не существует.
Социальная ответственность бизнеса – это в первую очередь стратегические ресурсы, которые могут помочь улучшить результативность деятельности предприятий и организаций с одновременным выгодой для общества. В документе Европейской комиссии социальная ответственность трактуется как концепция, согласно которой компании включают социальные и экологические вопросы в свою деятельность и в свое взаимодействие с заинтересованными сторонами на добровольной основе.
Социальная ответственность должна стать неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития каждого банка.
Анализ специфики организации и деятельности банковских учреждений позволяет говорить об актуальности и необходимости социальной ответственности, поскольку она:
1) повышает доверие и симпатию к банку клиентов, партнеров и власти;
2) формирует положительный имидж и репутацию (европейские аналитики банковского направления считают, что репутация является одним из важнейших нематериальных активов и определяет от 25 до 35% рыночной стоимости банка,
3) является дополнительным информационным фактором;
4) может стать весомым аргументом защиты банка от черного пиара и информации о нестабильного финансового положения;
5) повышает конкурентоспособность;
6) способствует привлечению депозитов от домохозяйств и перетока капитала от альтернативных объектов вложения средств. Указанные факторы позволяют банку нарастить депозитный и кредитный портфели, увеличить прибыль.
Немаловажной проблемой является то, что уровень исследований социальной ответственности в банковском секторе остается на достаточно низком уровне.
Реальными шагами в поддержку социальной ответственности банков могут стать:
– фискальные средства (уменьшение налоговых ставок, включение определенных социальных расходов в валовые расходы банка и уменьшения таким образом базы налогообложения);
– создание базы данных социальных проектов на уровне областей, районов, городов;
– публикация в средствах массовой информации социальных отчетов банков;
– информационно-методическая поддержка банковских социальных инициатив;
– разработка механизма частичной компенсации банкам строительства своих, однако открытых для общего пользования объектов инфраструктуры (дорог, участков коммунальных систем и другого);
– содействие научным разработкам теоретических и методологических основ СОБ.