Социальная ответственность банковского сектора

sotsialnaya-otvetstvennost-bankovskogo-sektora

Социальная ответственность банковского сектора

Последние годы характеризуются усилением внимания к проблеме устойчивого развития банковской системы в условиях глобализационных процессов. Сегодня анализ эффективности деятельности отечественного банковского сектора ограничивается набором финансовых и экономических показателей. Однако не принимается во внимание тот факт, что банки создаются для удовлетворения финансовых потребностей граждан, является прежде всего членами общества. В то же время наблюдается рост недоверия к банковскому бизнесу, социальной напряженности, экологических проблем в государстве. Бурное развитие банковской системы, рост пользователей банковских услуг, указывает на то, что банковский сектор как никто другой стоит рядом каждой отдельной личности и может как успешно использоваться для реализации социальных целей государства, так и препятствовать этому. Это становится особенно актуально, поскольку банки осуществляют социально ответственную деятельность и влияют на общество не только с экономической, но и социальной точки зрения.

Первоначально были отмечены для банков возможностью увеличивать свою доходность и наращивать объемы финансовых показателей, пользуясь высокой инфляцией и низкой конкуренцией на рынках депозитных и кредитных ресурсов. Сегодня на банковском рынке сложилась принципиально иная ситуация. Жесткая конкуренция как на уровне столицы, так и регионов стала причиной постепенного снижения процентных ставок по кредитным и депозитным операциям, усиление борьбы за клиентов. Поскольку стоимость финансовых услуг в банковских учреждениях колеблется незначительно, а времени и возможностей изучать процентные предложения банков большинство людей не имеет, приоритетным для клиента становится фактор доверия к банку, его положительный имидж и репутация, прозрачность и честность сотрудничества, неравнодушие к социальной жизни общества. В результате особое значение приобретают банковские нематериальные активы, среди которых одним из самых значительных является комплексная продуманная политика социальной ответственности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Введение системы внутреннего контроля в банках

Существует распространенное мнение, что социальная ответственность – это спонсорство и благотворительность. На самом деле это понятие гораздо шире и сложнее, характеризует все действия компании и определяет, как она ведет дела, строит отношения с партнерами и инвестирует средства. Единого определения СОБ в мировой и отечественной научной литературе не существует.

Социальная ответственность бизнеса – это в первую очередь стратегические ресурсы,

которые могут помочь улучшить результативность деятельности предприятий и организаций с одновременным выгодой для общества. В документе Европейской комиссии социальная ответственность трактуется как концепция, согласно которой компании включают социальные и экологические вопросы в свою деятельность и в свое взаимодействие с заинтересованными сторонами на добровольной основе.

Социальная ответственность должна стать неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития каждого банка.

Анализ специфики организации и деятельности банковских учреждений позволяет говорить об актуальности и необходимости социальной ответственности, поскольку она:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Роль коммерческих банков с участием иностранного капитала в банковской системе

1) повышает доверие и симпатию к банку клиентов, партнеров и власти;

2) формирует положительный имидж и репутацию (европейские аналитики банковского направления считают, что репутация является одним из важнейших нематериальных активов и определяет от 25 до 35% рыночной стоимости банка,

3) является дополнительным информационным фактором;

4) может стать весомым аргументом защиты банка от черного пиара и информации о нестабильного финансового положения;

5) повышает конкурентоспособность;

6) способствует привлечению депозитов от домохозяйств и перетока капитала от альтернативных объектов вложения средств. Указанные факторы позволяют банку нарастить депозитный и кредитный портфели, увеличить прибыль.

Немаловажной проблемой является то, что уровень исследований социальной ответственности в банковском секторе остается на достаточно низком уровне. Реальными шагами в поддержку социальной ответственности банков могут стать: фискальные средства (уменьшение налоговых ставок, включение определенных социальных расходов в валовые расходы банка и уменьшения таким образом базы налогообложения); создание базы данных социальных проектов на уровне областей, районов, городов; публикация в средствах массовой информации социальных отчетов банков; информационно-методическая поддержка банковских социальных инициатив; разработка механизма частичной компенсации банкам строительства своих, однако открытых для общего пользования объектов инфраструктуры (дорог, участков коммунальных систем и другого); содействие научным разработкам теоретических и методологических основ СОБ.

Похожее ...

Добавить комментарий