Социальная ответственность банковского сектора

Социальная ответственность банковского сектора

Социальная ответственность банковского сектора

Последние годы характеризуются усилением внимания к проблеме устойчивого развития банковской системы в условиях глобализационных процессов. Сегодня анализ эффективности деятельности отечественного банковского сектора ограничивается набором финансовых и экономических показателей. Однако не принимается во внимание тот факт, что банки создаются для удовлетворения финансовых потребностей граждан, является прежде всего членами общества. В то же время наблюдается рост недоверия к банковскому бизнесу, социальной напряженности, экологических проблем в государстве.

Бурное развитие банковской системы, рост пользователей банковских услуг, указывает на то, что банковский сектор как никто другой стоит рядом каждой отдельной личности и может как успешно использоваться для реализации социальных целей государства, так и препятствовать этому. Это становится особенно актуально, поскольку банки осуществляют социально ответственную деятельность и влияют на общество не только с экономической, но и социальной точки зрения.

Первоначально были отмечены для банков возможностью увеличивать свою доходность и наращивать объемы финансовых показателей, пользуясь высокой инфляцией и низкой конкуренцией на рынках депозитных и кредитных ресурсов. Сегодня на банковском рынке сложилась принципиально иная ситуация.

Жесткая конкуренция как на уровне столицы, так и регионов стала причиной постепенного снижения процентных ставок по кредитным и депозитным операциям, усиление борьбы за клиентов

Поскольку стоимость финансовых услуг в банковских учреждениях колеблется незначительно, а времени и возможностей изучать процентные предложения банков большинство людей не имеет, приоритетным для клиента становится фактор доверия к банку, его положительный имидж и репутация, прозрачность и честность сотрудничества, неравнодушие к социальной жизни общества. В результате особое значение приобретают банковские нематериальные активы, среди которых одним из самых значительных является комплексная продуманная политика социальной ответственности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Сущность мониторинга конкурентных преимуществ банка

Существует распространенное мнение, что социальная ответственность – это спонсорство и благотворительность. На самом деле это понятие гораздо шире и сложнее, характеризует все действия компании и определяет, как она ведет дела, строит отношения с партнерами и инвестирует средства. Единого определения СОБ в мировой и отечественной научной литературе не существует.

Социальная ответственность бизнеса – это в первую очередь стратегические ресурсы, которые могут помочь улучшить результативность деятельности предприятий и организаций с одновременным выгодой для общества. В документе Европейской комиссии социальная ответственность трактуется как концепция, согласно которой компании включают социальные и экологические вопросы в свою деятельность и в свое взаимодействие с заинтересованными сторонами на добровольной основе.

Социальная ответственность должна стать неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития каждого банка.

Анализ специфики организации и деятельности банковских учреждений позволяет говорить об актуальности и необходимости социальной ответственности, поскольку она:

1) повышает доверие и симпатию к банку клиентов, партнеров и власти;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Развитие банковской системы

2) формирует положительный имидж и репутацию (европейские аналитики банковского направления считают, что репутация является одним из важнейших нематериальных активов и определяет от 25 до 35% рыночной стоимости банка,

3) является дополнительным информационным фактором;

4) может стать весомым аргументом защиты банка от черного пиара и информации о нестабильного финансового положения;

5) повышает конкурентоспособность;

6) способствует привлечению депозитов от домохозяйств и перетока капитала от альтернативных объектов вложения средств. Указанные факторы позволяют банку нарастить депозитный и кредитный портфели, увеличить прибыль.

Немаловажной проблемой является то, что уровень исследований социальной ответственности в банковском секторе остается на достаточно низком уровне.

Реальными шагами в поддержку социальной ответственности банков могут стать:

– фискальные средства (уменьшение налоговых ставок, включение определенных социальных расходов в валовые расходы банка и уменьшения таким образом базы налогообложения);
– создание базы данных социальных проектов на уровне областей, районов, городов;
– публикация в средствах массовой информации социальных отчетов банков;
– информационно-методическая поддержка банковских социальных инициатив;
– разработка механизма частичной компенсации банкам строительства своих, однако открытых для общего пользования объектов инфраструктуры (дорог, участков коммунальных систем и другого);
– содействие научным разработкам теоретических и методологических основ СОБ.

Похожее ...

Добавить комментарий