Развитие глобального регулирования корпоративного управления в банках

Развитие глобального регулирования корпоративного управления в банках

Развитие глобального регулирования корпоративного управления в банках

Либерализация финансовых рынков в середине 70-х годов прошлого века привела к устранению существующих ранее правил и контроля над движением капитала, в результате чего сферы функционирования международного рынка капиталов вышли далеко за рамки национальных регулирующих органов. Реформы на национальном уровне будут недостаточными, если не будут сопровождаться институциональными и правовыми преобразованиями в международном масштабе.

Одним из важных направлений развития глобального управления финансовой системой является корпоративное управление. В системе глобально – го финансового регулирования нужно учитывать стандарты корпоративного управления, созданные для банков, включая национальные и международные кредитные институты.

В современной финансовой теории основная проблема управления заключается в существовании возможности для менеджеров компании принимать управленческие решения в интересах максимизации собственного благосостояния, а не в пользу владельцев бизнеса. Этому особенно способствует система, когда внешний мониторинг предоставляет стейкхолдерам меньше информации по сравнению с менеджерами-инсайдерами.

Эффективная структура корпоративного управления для банков предусматривает наличие систем внутреннего контроля

Способных устранять асимметрию информации и снижать вероятность потенциальных потрясений на финансовых рынках. Указанные формы рыночной нестабильности требуют государственного вмешательства. Если бы главный регулятор мог иметь полную информацию о всех агентов и осуществлять трансферы между ними, то мог бы достичь так называемого Парето-улучшение, когда улучшение состояния одних субъектов происходит без ухудшения состояния других. В реальности регуляторы не имеют доступа к частной информации агентов, поэтому могут достичь лишь ограниченного Парето-оптимума. Сокращение расходов, связанных с проблемой принципал-агент, в значительной степени зависит от структуры корпоративного управления финансовых институтов и от информационной прозрачности финансовых рынков.

В 1997 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала перечень стандартов корпоративного управления. Принципы корпоративного управления ОЭСР призваны обеспечить правила для фондовых бирж, компаний, инвесторов и других заинтересованных сторон, которые играют определенную роль в процессе развития эффективного корпоративного управления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Сущность мониторинга конкурентных преимуществ банка

Базельский комитет разработал рекомендации для решения многих проблем корпоративного управления

С которыми, в частности сталкиваются и транснациональные банки. Однако первое основательное обобщение отдельных правил и стандартов. Касающихся корпоративного управления, в разрезе практики топ-менеджмента и деятельности банковских групп и транснациональных банков, было воплощено в так называемом Базеле II в. Согласно этому документу регуляторы предоставляют банкам возможность рассчитать норматив капитала с использованием собственных внутренних оценок.

Поэтому Базельский комитет считает, что использование этого прогрессивного подхода должно сочетаться с наличием сильных систем корпоративного управления и надзора. В частности, Базельский комитет определяет, что все существенные аспекты внутреннего рейтинга и оценка процессов должны быть одобрены советом директоров банка или назначенного им комитета, а также топ-менеджерами банка. Последние должны иметь общее понимание системы оценки рисков банка и связанных с ней управленческой отчетности. Также по базельскими рекомендациями топ-менеджмент обязан информировать совет директоров или назначенный им комитет обо всех изменениях и исключения. Которые могут существенно влиять на деятельность системы риск-менеджмента банка.

По соглашению Базель II надзорный орган имеет право устанавливать правила, регулирующие практику корпоративного управления и риск-менеджмента в банках, а также основные требования для оценки достаточности капитала и раскрытия информации для инвесторов.

В перспективе требования к качеству риск-менеджмента и, соответственно, к компетенции топ-менеджмента банков будут расти

Эти требования будут определяться новым стандартам по названию Базель III. В сентябре 2010 г.. Стало известно, что по решению министров финансов стран, входящих в группу G-20, введение Базеля III будет происходить поэтапно и должно завершиться до 2019 г.. Как и предыдущие базельские стандарты, Базель III минимальны стандартам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Система управления инвестиционными рисками банка

Банки обязаны поддерживать адекватность регулятивного капитала значительно выше установленного минимума (это требование станет обязательным в рамках компонента 2, как это было и в Базеле II). В проекте новых стандартов Базеля III введен так называемый буфер сохранения капитала, антициклический буфер капитала и требования капитала по системообразующих банков. Данные элементы новых стандартов капитала будут учитывать национальные особенности. Это же касается и корпоративного управления. Так, планируется, что банки, которые будут иметь соотношение капитала к активам менее 2,5%, будут подвергаться ограничения на уплату дивидендов, выкуп акций и выплату бонусов.

Сейчас основным нормативным документом в сфере корпоративного управления для банков Базельские рекомендации 2006 Базельский комитет по банковскому надзору. Опираясь на подходы ОЭСР, касающихся компаний всех секторов экономики, разработал принципы корпоративного управления специально для банков. При этом сам Базельский комитет объясняет, что этот документ не предназначен для создания новой нормативно-правовой базы и не заменяет существующее национальное законодательство, правила и кодексы. А имеет целью способствовать банкам в укреплении их структуры корпоративного управления, а также помочь руководителям в оценке качества данной структуры.

Как выяснилось, в разных странах существуют различные структурные подходы к проблеме корпоративного управления

Важной задачей регулирующих органов является обеспечение стимулов для руководства банков соблюдать требования нормативного регулирования по управлению экономическими рисками. Поскольку различные национальные рынки генерируют различные виды рисков, не существует универсальных законов и нормативной практики. В глобальную систему управления финансовыми рынками должны быть включены и вопросы корпоративного управления. Которые могут иметь различные формы в зависимости от экономической и правовой структуры конкретной юрисдикции.

Похожее ...

Добавить комментарий