Государственное регулирование деятельности финансовых конгломератов

Государственное регулирование деятельности финансовых конгломератов

Государственное регулирование деятельности финансовых конгломератов

Появление финансовых конгломератов, разнообразных финансовых групп с несколькими владельцами, создание финансовых холдинговых групп и усиление их роли на финансовом рынке требует внедрения специального подхода к регулированию их деятельности.

Это объясняется спецификой их деятельности, а именно:

  • возникновение новых финансовых инструментов, предоставления комбинированных финансовых услуг клиентам финансового конгломерата, внедрение их перекрестных продаж;
  • возможность снижения цен для отдельных категорий клиентов по отдельным финансовым продуктам при пакетных продажах;
  • перемещение активов внутри конгломерата;
  • существование конфликтов интересов между подразделениями конгломерата и между конгломератом и его клиентами.
  • возникновение дополнительных рисков, возникающих в результате объединения компаний в конгломерат и их миграция внутри конгломерата;
  • существование мысли о том, что конгломерат является достаточно большим, поэтому низка вероятность его банкротства и распада, приводит к возникновению этического риска, состоит в рискованному поведению участников рынка, которые полагаются на государство в случае появления каких-либо кризисных явлений в деятельности конгломерата;
  • недостаточная прозрачность деятельности финансового конгломерата;
  • деятельность конгломерата может ограничивать конкуренцию и снижать эффективность финансового сектора в долгосрочной перспективе;
  • возможность негативного влияния конгломерата на деятельность банков, входящих в его состав, в частности: повышение рисков деятельности банка, искажение их оценки, переноса рисков из других компаний на банк; осуществления операций, не соответствующих интересам банка и его акционеров; уменьшение экономической прибыли банка в результате осуществления операций со связанными сторонами; распространение проблем, связанных с деловой репутацией участников конгломерата на финансовую устойчивость банка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Механизмы обеспечения финансовой устойчивости банка

Существуют такие два режима регулирования деятельности финансовых конгломератов: специальный режим и отсутствие специальных принципов регулирования

Специальный режим, в свою очередь, предусматривает два подхода – существование единого регулятора и доминирующего регулятора. Единственный регулятор рассматривает деятельность финансовых конгломератов как единое целое и осуществляет надзор за ними, исходя из данной концепции. В то же время доминирующий регулятор избирается по финансовым регулятивных органов страны, исходя из основного направления деятельности финансового конгломерата.

Из зарубежного опыта известно, что специальный режим с единственным регулятором характерен для таких стран, как Великобритания, Дания, Исландия, Норвегия, Венгрия, Швеция, Канада, Австралия, Корея, Сингапур, Япония; специальный режим с доминантным регулятором присущ таким странам: Австрии, Греции, Ирландии, Испании, Швейцарии, США; отсутствие специального режима характерно для таких стран, как Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Гонконг, Турция. Как показывает практика, более распространенной концепцией в рамках внедрения специального режима является концепция единого регулятора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Подготовка банковских специалистов в период трансформации экономики

Итак, в условиях растущей интеграции банковского, инвестиционного и страхового секторов финансового рынка и активизации глобализационных процессов все более заметной становится тенденция концентрации надзорных функций и появления единого органа по регулированию финансовых рынков – мегарегулятора. На него возлагается задача регулирования всех направлений деятельности всех финансовых конгломератов, действующих на финансовом рынке страны. Как мегарегулятор может выступать как единый регулирующий орган, ответственный за надзор во всей финансовой системе, так и агентство, ответственное за надзор более чем одного сегмента финансового рынка.

Похожее ...

Добавить комментарий